Арабелла | Дата: Понедельник, 28.11.2011, 19:03 | Сообщение # 1 |
 Ремесленник
Группа: Феодал
Сообщений: 94
Статус: В пути
|
Иезуи́ты (Орден Иезуитов; официальное название «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий».
Общество Иисуса (Иезуитов) было основано в 1540 г. Св. Игнасием Лойолой и за почти пять веков своей истории получило всемирную известность, признание Католической церкви (41 причислены к лику святых, 285 блаженных) и широчайшее распространение. Важнейшей общественной заслугой Иезуитов стала их просветительская деятельность в мире.
К 1534 году желание Игнатия Лойолы – создать дружину духовных рыцарей – поддержали шесть его последователей. Это Петр Фабер, Франциск Ксаверий, Якоб Лайнес, Альфонс Сальмерон, Николас Альфонс Бобадилья и Симон Родригес. 15 августа 1534 года в подземной часовне Монмартра, на месте которой был замучен первый парижский епископ св. Дионисий с товарищами, собрались первые сподвижники Лойолы. Они принесли обет бедности и милосердия (chastity), а также обет посетить Святую Землю, когда закончатся их занятия. Клятва заканчивалась словами – "Ad maiorem Dei gloriam" - "Для вящей славы Господней". На алтаре часовни Игнатий написал три большие буквы J.H.S. (Jesus Hominum Salvator – Иисус людей Спаситель). Эти буквы стали девизом будущих иезуитов.
Игнасий Лойола был испанским баскским солдатом, который необычным образом уверовал в Бога, когда излечился от перелома ноги, полученного в бою пушечным ядром. Он описал свой опыт, назвав труд «Духовные упражнения», и позднее основал «Общество Иисуса» с одобрения Папы Павла III.
Иезуиты стали, говоря современным языком, «кузницей кадров» для колонизации и христианизации Индии, Африки и Нового Света, для контрреформации в Европе. Они же готовили ученых во всех областях знаний.
Множество иезуитов становились мучениками веры, неся в мир евангелие. Ни один другой религиозный орден за историю человечества не провел столько человеко-лет в тюрьмах и застенках.
Игнасий Лойола собирал вокруг себя энергичных и образованных в духе времени людей, горящих желанием помочь окружающим найти в своей жизни Бога. Первоначальным планом Лойолы была подготовка миссионеров, таких как Франциск Ксавье, которые несли бы в удаленные страны надежду на лучшую жизнь, но вскоре стало ясно, что наибольшую пользу церкви могут принести колледжи, открывающие доступ молодежи к образованию и одновременно проповедующие Евангелие. Благодаря этому институту Иезуиты приобрели огромное влияние. Они всегда были «у руля» просвещения, науки и открытий. К 1750 г. тридцатью из ста тридцати астрономических обсерваторий, существовавших в мире, руководили ученые-иезуиты. Григорианский календарь был работой иезуита Кристофера Клавиуса, «самого влиятельного учителя ренессанса». Пять из восьми крупнейших рек мира были нанесены на карту исследователями – иезуитами.
ИЕЗУИТЫ В РОССИИ
В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. 13.01.1577 издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточно-славянских земель Речи Посполитой, Ливонии, Московии и др. Во второй половине XVI века — первой половине XVII века иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. В XVI веке иезуиты, действовавшие на территории Речи Посполитой, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.
В 1581 году в Рим отправлен посланник русского царя Ивана IV И. Шевригин, которому было поручено просить папу о посредничестве при переговорах между Россией и Речью Посполитой. Папа в ответ послал в Россию своего легата, члена ордена иезуитов Антонио Поссевино.
В начале XVII века иезуиты активно участвовали в возведении на престол Лжедмитрия I. Иезуиты находились в войске Лжедмитрия I и были изгнаны из России вместе с польско-литовскими интервентами.
Летом 1684 года в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской империи для переговоров о вступлении России в Священную Лигу. В составе посольства находился иезуит К.М. Вота, который должен был содействовать организации в Москве иезуитской миссии. В 1684—1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя В.В. Голицина. В 1689 году после вступления на престол Петра I иезуиты снова были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины и др.). В 1719 году (указ Петра 1 от 18 апреля) в связи с процессом над царевичем Алексеем, который был связан с австрийской миссией иезуитов, им было предписано покинуть Россию.
После первого раздела Речи Посполитой (1772) иезуиты опять появились в России, так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) — в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции — в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых. Императрица Екатерина II решила оставить иезуитов в России при условии принесения ими присяги императрице. В 1773 году издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила императрица Екатерина II. В 1782 году по инициативе графа 3.Г. Чернышева и князя Г.А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария — ректора Полоцкой коллегии С. Черневича. Иезуитам по высочайшему повелению предписано подчиняться архиепископу Могилевскому.
В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.
В 1801 году по личной просьбе императора Павла I папа разрешил пребывание иезуитов в России. В том же году иезуитом было разрешено проживать в Петербурге, где им передали церковь Святой Екатерины (приход с 10 тысячами верующих), учредили школу для детей прихода Святой Екатерины под названием «Петербургский коллегиум Святого Павла» (позднее «Дворянский коллегиум»). В разное время в кол-легиуме обучались представители семей Голициных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских и др. В 1803—1817 году в России находился посланник Сардинского королевства иезуит граф Ж. де Местр, который имел некоторое влияние на императора Александра I.
В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Белоруссии.
В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В1814—1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году. Усилились протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России. Генерал ордена иезуитов Т. Бжозовский отклонил предложения обер-прокурора Синода А.Н. Голицина присоединиться к Библейскому обществу после обнародования послания папы, где осуждалась деятельность общества.
20.12.1815 года, после обращения в католичество племянника Голицина, был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы. А в 1820 году, после смерти Бжозовского, по представлению министра духовных дел и народного просвещения Голицина император Александр 1 принял решение об окончательном изгнании ордена иезуитов из России. Местным властям предписывалось — «иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию». Упразднялись иезуитские коллегии и академии, конфисковывалось их имущество, библиотеки, земельные владения и др. Иезуитам было предписано либо выйти из ордена, либо покинуть страну. После 25.03.1820, когда указы о роспуске ордена в пределах Российской империи были оглашены в Витебске, Полоцке, Могилеве, Орше и других городах, около 200 иезуитов были высланы из России.
Немногие общества в истории человечества получили столь противоречивую оценку. Она варьировалась от обожания и восхищения до предания полной анафеме.
Иезуитов называли наставниками Европы в XVI , XVII и XVIII вв. не только из-за школ, но и лидирующих позиций как просветителей, составивших тысячи учебников. В свои первые два столетия они приняли участие во всемирном всплеске интеллектуальной деятельности охватывающей более 740 школ.
Другие монашеские ордена, как правило, были названы по имени своих учредителей. Лойола первым прервал эту традицию. При жизни Игнатия его братство называлось "Общество Иисуса", а слово "иезуит" (как и "орден иезуитов") вошло в обиход уже после смерти Лойолы.
... Но ты меня не забывай, Молчанием имя называй, Коль вспомнишь как меня зовут, Вокруг тебя все двери оживут...© Арабелла
|
|
| |