Золотая бухта




















 

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Ковальски  
Испания___Реконкиста
КовальскиДата: Вторник, 22.11.2011, 16:03 | Сообщение # 1
Глава ОРДЕНа + Маркиз
Группа: Европейский ОРДЕН
Сообщений: 612
Награды: 11
Репутация: 7
Замечания: 0%
Статус: В пути
Реконки́ста (исп. и порт. Reconquista — отвоевывание) — длительный процесс отвоевания христианами земель на Пиренейском полуострове, занятых мавританскими королевствами.

Реконкиста началась сразу же после завоевания Пиренейского полуострова арабами в первой половине 8 века и шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами и заключать временные союзы с исламскими властелинами.

Во время Крестовых походов борьба против мавров воспринималась как борьба за весь христианский мир. Рыцарские ордены, такие как тамплиеры, были созданы для борьбы с маврами, а Папы Римские призывали европейских рыцарей к борьбе на Пиренейском полуострове.

Начало Реконкисты
В 718 году отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга. Эта битва отметила начало Реконкисты - отвоевание христианами испанских земель у мусульман. Пелайо и его приемники создали небольшое, но крепкое королевство, в задачу которого вначале входило удерживать мавританцев, а затем, в конце концов вытеснить их дальше на юг.

В 719 году арабы заняли Нарбонну, которая после этого была сильно укреплена и долгое время служила для мусульман военной опорой во всех их предприятиях против франков.

В 721 году армия аль-Самха двинулась к Тулузе и осадила её. Освобождать её пришлось герцогу Аквитании Эвдону. Герцог не располагал достаточными силами, чтобы встретиться с вражеской армией в открытом сражении, однако ему удалось захватить врасплох арабскую армию. 9 июня 721 года он разбил противника, причём вали был смертельно ранен, после чего остатки его армии бежали, сняв осаду города. Остатки арабского войска укрылись в Нарбонне.

Но уже через несколько лет арабы снова начали наступательное движение в Аквитании. В 725 и 726 годах герцог Аквитании дважды разбивал армию нового вали, Анбасы ибн Сухайм аль-Калби, причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону. Однако Эд не смог помешать арабам захватить в 725 году Ним и Каркассон.[2][3][4][5]

Остановив продвижение арабов, Эд, тем не менее, оставался в сложном положении, поскольку его владения граничили с завоёванными арабами землями. Новым вали в этих землях, называемых арабами «восточным пограничьем»[6] (Сердань[7], Нарбонна, Септимания), был назначен Усман ибн Нисса, которого франки называли Мунуза. Согласно народному преданию, упоминаемому в «Хронике Альфонсо III»[8], Мунуза, берберский вождь, был одним из четырёх мусульманских военачальников, первыми вступивших в Испанию во время арабского завоевания. В ходе одного из набегов в Аквитанию Мунуза захватил Лампагию, дочь Эда.[9] Красота девушки так поразила Мунузу, что он женился на ней. Благодаря этому браку Мунуза сблизился с отцом жены, герцогом Эдом.[10]

Мунуза, недовольный тем, что на место вали Аль-Андалуса в 730 году вместо смещённого аль-Хайтана ибн Убейды аль-Келаби был назначен Абд ар-Рахман ибн Абдаллах, а не он сам[11], нуждался в могущественном союзнике. Эд хотел обезопасить свои владения от набегов арабов. В итоге в 730/731 году между двумя правителями был заключён союз, одним из условий которого было оказание Эдом помощи Мунузе в подготавливаемом восстании против вали Абд ар-Рахмана.[12]

Одновременно у Эда начались разногласия с Карлом Мартелом — франским майордомом, который хотел подчинить своей власти отпавшие от королевства франков владения. Карл обвинил Эда в измене, заявив, что тот является «союзником неверных». Пользуясь этим надуманным предлогом, он в 731 году совершил два похода в Аквитанию. При этом он дважды захватывал и разорял Бурж, прельщённый богатой добычей. Вторжения Мартелла в его владения разъярили Эда.[13] Обезопасив тылы от арабов, он смог собрать силы, выступить против Карла Мартела и отбить Бурж.[2][14]

В 731 году Мунуза открыто выступил против Абд ар-Рахмана, однако восстание окончилось неудачей. Абд ар-Рахман воспользовался мятежом Мунузы для того, чтобы собрать огромную армию. Часть её под командованием Гехди ибн Зийи он направил против Мунузы, запершегося в своей столице Аль-Бабе.[15] Мунуза был застигнут врасплох и оказался не готов к отражению нападения, а Эд, занятый борьбой с Карлом Мартелом, не смог прийти на помощь союзнику. В итоге Мунуза был убит, а его жена Лампагия оказалась захвачена в плен и отправлена к Абд ар-Рахману, который, очарованный красотой пленницы, отправил её в качестве подарка в Дамаск халифу Хишаму ибн Абд аль-Малику, взявшему Лампагию в свой гарем.[12][16][17]

После разгрома Мунузы Абд ар-Рахман решил расправиться с его союзником, Эдом Аквитанским. Имея в своём распоряжении огромную армию и став полновластным правителем Аль-Андалуса, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две части.[18] Одна армия вторглась из Септимании и дошла до Роны, захватив и разграбив Альбижуа, Руэрг, Жеводан и Веле. Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса.[19] Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.

Пройдя Пиренеи через Ронсевальский перевал, он вначале подавил сопротивление баскских горцев, застав их врасплох. Далее он двинулся по старой римской дороге в направлении Бордо. По дороге он опустошил провинции Бигорр, Комменж и Лабур, разрушил епископские города Олорон и Лескар, а также захватил Байону. Затем были разрушены Ош, Дакс и Эр-сюр-Адур, сожжены аббатства Сен-Север и Сен-Савен.

Герцог Эд пытался сдержать наступление арабов, однако потерпел несколько поражений и был вынужден отступать. В итоге армия Абд ар-Рахмана осадила Бордо. Неподалёку от города на левом берегу реки Гаронна или Дордони состоялась битва при Бордо. Эд сосредоточил свои силы на правом берегу реки, наспех собрав в свою армию всех, кого смог навербовать. Однако войску Абд ар-Рахмана удалось переправиться через реку, пройти вверх по течению реки и захватить Ажан. Эд отважно бросился на врага, но его плохо организованная армия ничего не смогла противопоставить арабам и, не выдержав лобового удара, бросилась бежать, увлекая с собой Эда. По сообщению Мосарабской хроники[18], в бою пало множество аквитанцев. Сам Эд смог спастись, но разгром был полный. В Мосарабской хронике[20] говорилось: лат. Solus Deus numerum morientium vel pereuntium recognoscat («Один Бог знает счёт убитым»)[21]. Больше никто не мог задержать продвижение арабов на север.

Однако армия Абд-аль-Рахмана задержалась возле Бордо, чтобы разграбить близлежащую местость. Сам город был захвачен и разорён, его окрестности полностью опустошены. По франкским хроникам, церкви были сожжены и большая часть жителей истреблена. Хроника Муассака, Исидор Бежский и арабские историки не говорят ничего подобного; но некоторые из последних дают понять, что приступ был из самых кровавых. Неизвестно, какое значительное лицо, неясно обозначенное графом, было убито в числе других; вероятно, граф города, которого мавры приняли за Эвдона, и которому, вследствие этой ошибки, сделали честь, отрубив голову. Грабёж был чрезвычайный, историки победителей говорят о нём с преувеличением, истинно восточным; если придавать веру всему, что они рассказывают, то на каждого солдата кроме золота, о котором уже и не говорят в подобных случаях, пришлось множество топазов, аметистов, изумрудов. Верно одно, что мавры вышли из Бордо, отягощённые добычей, и что с того времени движение не было так быстро и свободно, как прежде.

Оставив за собой Гаронну и взяв направление к северу, они достигли реки Дордонь, переправились через неё и устремились на грабеж в страну, открывшуюся перед ними. Вероятно, что они разделились на отряды дабы легче добывать фураж и грабить страну. Если верить тому, что говорят современные им легенды и предания, и, что весьма вероятно, один из этих отрядов прошёл через Лимузин, а другой проник за горы, где берут начало Тарн и Луара; а в таком случае не трудно будет заключить, что мавры успели побывать в самых доступных и самых богатых местностях Аквитании; даже вероятно, что некоторые из отрядов армии Абд эль-Рахмана, переправились через Луару и проникли до Бургундии. То, что говорят легенды и хроники о разрушении Отёна и осаде Санса сарацинами, не может быть простым вымыслом; потому что из многочисленных вторжений мавров в Галлию, ни к одному нельзя отнести этих происшествий с такой достоверностью, как к вторжению Абд эль-Рахмана. О разрушении Отёна не сохранилось никаких подробностей; но то, говорит хроника города Моассака о разрушении этого города, не должно быть принимаемо буквально. Что же касается до Санса, то он или не был атакован таким сильным войском, как Отён, или лучше защищался. Город, как кажется, несколько дней был осаждаем и сильно стеснен; но Эббон, тамошний епископ, а, может быть, и светский его сеньор, храбро выдержал частые приступы, стоя во главе осажденных, наконец, в одной вылазке захватил врасплох и разбил мавров, которые, будучи принуждены удалиться, ограничились разорением окрестных мест.

Можно полагать, что в течение трёх месяцев отряды Абд эль-Рахмана в полном смысле слова обошли все долины, горы и берега Аквитании, не встречая ни малейшего сопротивления в чистом поле. Армия Эвдона была до того разбита на Гаронне, что даже остатки её исчезли и перемешались с массой доведенного до отчаяния народонаселения. Затем Абд эль-Рахман решился идти на Тур, взять его и похитить сокровища знаменитого аббатства. Для этого он соединил свои силы, и во главе всей армии направился к Туру. Прибыв в Пуатье, мавры нашли ворота запертыми, а жителей на стенах, в полном вооружении и с решимостью смело защищаться. Осадив город, Абд эль-Рахман взял одно из его предместий, где находилась знаменитая церковь святого Гилария, ограбил её вместе с близлежавшими домами и в заключение поджег, так что от всего предместья осталась куча пепла. Но этим и ограничился его успех; храбрые жители Пуатье, заключённые в своём городе, продолжали мужественно держаться; и потому мавры, не желая тратить времени, которое надеялись с большей выгодой употребить в Type, направились к этому городу. Некоторые арабские историки утверждают, что город Тур был взят; но это очевидная ошибка: неизвестно даже, дошло ли дело до осады.

Целью Абд ар-Рахмана было, скорее всего, знаменитое аббатство Сен-Мартен-де-Тур. По дороге были опустошены окрестности Перигё, Сента и Ангулема, а сами города захвачены. После этого армия мавров переправилась через реку Шаранту.[2][22]
[править]
Битва при Пуатье

Карл Штейбен. Битва при Пуатье 732 года
Основная статья: Битва при Пуатье (732)

Бежав из-под Бордо, Эд направился к Луаре. Возможности собрать новую армию у него не было, поэтому Эду осталось только одно: обратиться за помощью к своему недавнему врагу — майордому Карлу Мартелу. Собрав остатки армии, Эд направился в Париж, где в это время находился Карл. Прибыв в город, Эд смог убедить Карла, занятого в это время борьбой с германскими племенами, совместно выступить против арабов.[22]

По-видимому, надвигавшаяся грозная опасность на время прекратила многочисленные раздоры и усобицы, как среди самих франков, так и между франками и другими германскими племенами. Ради отражения арабской угрозы Карл остановил войну, которую он проводил против германцев. Ему удалось за короткое время собрать большое войско, в состав которого вошли, кроме франков, и некоторые другие германские племена: алеманны, баварцы, саксы, фризы. С большой армией Карл двинулся наперерез войску мавров.

Абд эль-Рахман находился ещё под стенами или в окрестностях Тура, когда узнал, что франки приближаются к нему большими переходами. Считая невыгодными ожидать их в этой позиции, он снялся с лагеря и отошёл к Пуатье, преследуемый по пятам гнавшимся за ним неприятелем; но огромное количество добычи, обоза, пленников, которые находились при его армии, затрудняло его марш, и сделало отступление более опасным, нежели сражение. По словам некоторых арабских историков, была минута, когда он думал приказать своим солдатам бросить всю эту пагубную добычу и сохранить только боевых лошадей и оружие. Такой приказ был в характере Абд эль-Рахмана; между тем, он не решился на него и рассудил ожидать неприятеля на полях Пуатье, между рекой Вьеной и рекой Клэн; возлагая всю надежду на храбрость мавров. Около города арабы разграбили и разрушили аббатство Сен-Илэр, однако сам город осаждать не стали, обогнув его и двинувшись дальше в сторону Тура.[22]

Армии встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены. Историки высказывают много версий, касающихся места проведения битвы, помещая её в разные места между Пуатье и Туром. Также называются разные даты битвы — от октября 732 года до октября 733 года[23], однако по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года[24]. Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).

Целую неделю Абд эль-Рахман и Карл стояли лагерем друг против друга, откладывая с часу на час, со дня на день решительное сражение и ограничиваясь угрозами, засадами, стычками; но в начале седьмого или восьмого дня Абд эль-Рахман, став во главе своей конницы, подал знак к атаке, которая скоро сделалась всеобщей. Успех сражения колебался между обеими сторонами до приближения вечера, когда один отряд франкской конницы проник в неприятельский лагерь, или для того, чтобы грабить, или для того, чтобы зайти в тыл маврам. Заметив такой маневр, мусульманская конница оставила свой пост и бросилась защищать лагерь, или, лучше сказать, добычу, которая была там сложена. Это отступление конницы испортило весь порядок битвы у мавров, и Абд эль-Рахман быстро поскакал, чтобы остановить отступавших, но франки, уловив благоприятную минуту, бросились в то место, где произошёл беспорядок, и произвели кровавую стычку, во время которой погибло множество мавров, и в числе их сам Абд эль-Рахман. Но мавры, потеряв своего предводителя и тысячи убитых, тем не менее, к ночи овладели своим лагерем, между тем как франки, со своей стороны, возвратились в свой, рассчитывая возобновить битву на другой день.

На рассвете франки вышли из своего лагеря и построились для битвы, в том же порядке, как накануне, ожидая, что и мавры, со своей стороны, сделают то же самое; но к величайшему их удивлению, в лагере мавров не слышно было никакого движения. Были посланы лазутчики для более точного выяснения дела; они проникли в лагерь, осмотрели палатки; всё было пусто. Мавры ночью, в глубочайшей тишине, вышли из лагеря, оставив на месте всё награбленное богатство, и таким поспешным отступлением признали своё поражение.

Итогом этой битвы стал разгром арабской армии и гибель Абд ар-Рахмана. Остатки арабской армии воспользовались наступившей ночью и обратились в бегство. «Хроника Сен-Дени» свидетельствует: «…Герцог Аквитании Эд, приведший во Францию народ сарацин, этот сверхъестественный бич, действовал так, что примирился с государем Карлом и впоследствии убил всех сарацин, уцелевших в этой битве, которых мог достать…»[25][26], что может говорить о том, что герцог Эд с аквитанцами выступил для преследования беглецов. В то же время «Мосарабская хроника» рассказывает: «И поскольку эти народы вовсе не озаботились о погоне, они ушли, нагруженные добычей, и с торжеством вернулись в своё отечество». Это же отмечает и «Хроника Сен-Дени»: «Он [Карл Мартел] взял все шатры врагов и всё их снаряжение и завладел всем, что у них было».[18][26] На основании этих и других свидетельств историки предполагают, что вслед отступающим маврам выступил один герцог Аквитании, в то время как Карл Мартел остался на поле битвы собирать оставленную мусульманами добычу. Франки и не думали преследовать неприятеля и весело разделили награбленное варварами у несчастных аквитанцев, которым пришлось таким образом переменить только одного врага на другого. Разделив захваченную добычу, Карл Мартел с почётом вернулся домой.[27]

Тем не менее эта победа франков остановила продвижение арабов в Западную Европу, а Карл Мартел был единодушно признан борцом за христианство и правителем всей Галлии.[2] Однако окончательно арабская угроза устранена не была и Карлу пришлось совершить ещё несколько походов, чтобы выбить арабов из Прованса и Бургундии.[2][28][29]

Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи. В последующие год Мартелл продолжил их изгнание из Франции. После смерти Эвдона (около 735 года), который неохотно признал сюзеренитет Мартелла в 719 году, Карл решил присоединить герцогство Эвдона к своим землям и отправился туда, чтобы собрать с аквитанцев причитавшуюся ему дань. Но знать провозгласила герцогом сына Эвдона Гунольда, и Карл признал его законные права в следующем году, когда арабы вторглись в Прованс как союзники герцога Мавронтия[30]. У Гунольда, который сначала не желал признавать Карла верховным властителем, вскоре не осталось иного выбора. Он признал верховенство Карла, а Мартелл подтвердил его права на герцогство, и оба стали готовиться к встрече с захватчиками. Мартелл был уверен в том, что арабов необходимо удержать на Пиренейском полуострове и не дать им закрепиться в Галлии.

Несмотря на это, Омейяды продолжали владеть Нарбонной и Септиманией ещё 27 лет, хотя продвинуться дальше не смогли. Они строго соблюдали заключённые с местным населением договоры, которые были подтверждены в 734 году, когда правитель Нарбонны Юсуф ибн Абд ар-Рахман аль-Фихри заключил соглашения с несколькими городами о совместной обороне от посягательств Карла Мартелла, который систематически подчинял себе юг в ходе расширения своих владений. Он уничтожил армии и крепости мавров в битвах при Авиньоне и Ниме. Армия, пытавшаяся снять осаду с Нарбонны, встретила его лицом к лицу в Битве при реке Берр и была уничтожена, но Карлу не удалось взять Нарбонну штурмом в 737 году, когда город совместно защищали арабы, берберы и горожане-визиготы.

Не желая связывать свою армию осадой, которая могла продолжаться годы, и считая, что не перенесёт потерь при фронтальном ударе всеми силами, как было при Арле, Мартелл удовольствовался тем, что изолировал немногих захватчиков в Нарбонне и Септимании. После поражения мавров при Нарбонне угроза вторжения слабла, а в 750 году объединённый халифат погрузился в пучину гражданской войны в битве при Забе.

Сыну Карла Пипину Короткому выпала задача добиться сдачи Нарбонны в 759 году и присоединить её к франкскому королевству. Династия Омейядов была изгнана в аль-Андалус, где Абд ар-Рахман I основал Кóрдовский эмират в противовес Аббасидскому халифату в Багдаде. Кроме того, тяжёлая арабская кавалерия уже не представляла такой угрозы, поскольку христиане скопировали арабский образец и создали подобные войска, из которых выросла знакомая фигура европейского рыцаря в латах.


Внимание если ССЫЛКА не рабочая просьба сообщить сразу же в ЛС
 
КовальскиДата: Вторник, 22.11.2011, 16:08 | Сообщение # 2
Глава ОРДЕНа + Маркиз
Группа: Европейский ОРДЕН
Сообщений: 612
Награды: 11
Репутация: 7
Замечания: 0%
Статус: В пути
остепенно продвигаясь к реке Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия. Ее название произошло оно от «territorium castelle», что означает «земля зaмков». Мусульманские летописцы в конце 8 века называли ее Аль-Кила (зaмки). На ранних этапах Реконкисты возникли два политических христианских ядра на территории полуострова. Первое – на восточных территориях Испании. Королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 века, стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035 году. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.
В восточных районах полуострова существовали христианские государства - королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Большинство графств имело каталонскую этно-лингвистическую направленность. Центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю, что позволяло вести оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 годуКаталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские острова.
В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от реки Дуэро до реки Тахо. В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.
В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от арабского «сеид», то есть «господин»). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099.
Кастильский эпос Песнь о моем Сиде, созданный около 1140 года, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.
Завершение Реконкисты
Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. мир Севильи Аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086). В 1102 году, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.
Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 века их вытеснили Альмохады - мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.
К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, чему активно способствовал Альфонс I Воитель, правивший Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления у мавров была отвоевана большая часть долины реки Эбро, а войска французских крестоносцев взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.
На протяжении 13 века христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213-1276) завоевал Балеарские о
ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Фердинанд III, объединивший Кастилию и Леон, взял Кордову. Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492.
Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории, а также сам город, были почти полностью очищены от мусульман. А центральные и южные районы населяли в основном мудехары - мусульмане, которым было разрешено остаться на христианских землях. Однако в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 почти все мусульмане были выселены.
Инкорпорация

Процесс инкорпорации захваченных у мавров территорий отличался сложностью социально-демографических процессов. Многие мусульмане покидали захваченные христианами территории, уходя далее на юг. Во многих случаях христиане сами заставляли мусульман покинуть занимаемые ими регионы, особенно это касалось стратегически важных городов и крепостей. Распределение захваченных земель между новыми христианскими хозяевами осуществлялось несколькими методами, среди которых выделялись фуэ́роc и присура. На раннем этапе реконкисты земля делилась на наделы, в центре которых стоял замок (кастель), откуда и пошли названия областей Кастилия и Каталония. Расстояние от одного замка до другого примерно равнялось 1 дню пути верхом на лошади.

Центральная Испания никогда не отличалась высокой плотностью населения. Во многих регионах она была очень низкой (например, так называемая Дуэрская пустыня). Поэтому политика привлечения крестьян из северных регионов получила особое название - репобласьон.

В том случае если маврам позволяли остаться в городе в статусе мудéхары, им выделяли отдельный квартал - морери́я, евреям - худери́я. Нехристианские кварталы в целом именовались альхама.

Окончание реконкисты

Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе. Закончилась реконкиста в 1492 году, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512 году).
Борьба против мавров, впрочем, не удерживала христианские королевства от борьбы друг с другом или заключений временных союзов с исламскими властелинами. Мавританские короли зачастую имели христианских жён или матерей. Позже у Кастилии было достаточно военной мощи завоевать последнее королевство Гранаду, но она долго предпочитала вместо этого получать дань. Торговля через Гранаду составляла главный путь африканского золота в средневековую Европу.

Короткая хронография
30 апреля 711 г. — смешанное арабо-берберское (мавританское) войско под командованием племенного вождя Тарика ибн Зияда переправляется из Африки на Пиренейский полуостров через Гибралтар (современное название происходит от искаженного арабского Джабаль-Тарик, «гора Тарика»).
19 июля 711 г. — битва при Гуадалете. Гибель короля Родриго. Крушение Вестготского королевства, существовавшего с начала VI в.
711—718 гг. — полуостров подпадает под власть мусульман полностью — за исключением лишь узкой полоски на севере, нынешней провинции Астурия, где укрепились остатки вестготской знати.
718 г. — дон Пелайо, предположительно бывший телохранитель короля Родриго, избранный астурийским королем, наносит мусульманам поражение в долине Ковадонги. Реконкиста начинается.
732 г. — битва при Пуатье. Мусульманское наступление отражено Карлом Мартеллом в сердце Франкского королевства. Дальнейшее продвижение арабов в Европу навсегда остановлено.
738—742 гг. — воспользовавшись военными столкновениями берберов и арабов, Альфонсо I, король Астурии, совершил ряд удачных набегов на Галисию, Кантабрию и Леон.
750 г. — начало Гражданской войны в халифате.
759 г. — Пипин Короткий берет Нарбонну. Династия Омейядов изгоняется из Франции в аль-Андалус.
791—842 гг. — царствование Альфонсо II Астурийского. Многочисленные стычки христиан и мусульман идут с переменным успехом, однако в конце концов христианам удается закрепиться на берегу реки Дуэро.
874 г. — Вифредо Мохнатый, граф Барселонский, добивается фактической независимости от франков и приступает к активному противодействию маврам, чьи владения располагаются к югу и юго-западу от современной Каталонии. Так возникает новый очаг Реконкисты.
905—925 гг. — баскский король Санчо Гарсéс укрепляет Королевство Памплонское. Это еще один форпост Реконкисты на северо-востоке полуострова.
939 г. — битва под Симáнкас. Рамиро II Леонский (930—950 гг.) наносит поражение кóрдовскому халифу Абдаррахману III. Однако ликование Рамиро II омрачено восстанием кастильцев во главе с графом Фернáном Гонсáлесом (930—970 гг.), который объявляет себя фактическим правителем Кастилии.
978—1002 гг. — правление в Кóрдове Альмансора (Мухаммеда ибн Абу Амира по прозвищу аль-Мансур — «Победитель»), перехватившего у христиан военную инициативу и принудившего их платить арабам дань.
1020 г. — Альфонсо V Леонский (994—1027 гг.), принявший титул короля Кастилии, Леона и Астурии, собирает в Леоне собор, который, утверждает свод конституционных законов (фуэрос).
1000—1035 гг. — консолидация другой части христианской Иберии. Санчо III Великий, король Наварры, расширяет границы своих владений на юг. Правда, после его смерти многие его достижения вновь утрачены. Начинаются регулярные паломничества христиан к мощам в Сантьяго-де-Компостела.
1031 г. — распад Кóрдовского халифата.
Около 1030 по 1099 г. — жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор, легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о Сиде», а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.
1037—1065 гг. — Фернандо I, король Кастилии и Леона, захватывает Коимбру и принуждает мусульманских властителей Толедо, Севильи и Бадахóса платить ему дань.
1065—1109 гг. — правление Альфонсо VI Храброго, короля Леона (с 1065 г.) и Кастилии (с 1072 г.), одного из самых известных воинов эпохи Реконкисты. Отвоевание христианами Толедо (1085 г.). Декларация веротерпимости к исповедующим ислам.
1086 г. — обеспокоенные успехами христиан, мусульманские правители Гранады, Севильи и Бадахоса обращаются с просьбой о военной помощи к Альморáвидам — объединению воинственных племен сахарских берберов, которые к XI веку создали обширную империю, простиравшуюся от Сенегала до Алжира. Вождем Альморaвидов в конце ХI века становится выдающийся полководец Юсуф ибн-Тешуфин (ибн-Ташфин).
1086 г. — сражение при Салаке. Юсуф разбивает войско Альфонсо VI.
1090—1091 гг. — Юсуф низложил андалузских эмиров и провозгласил себя верховным правителем.
1094 г. — войско легендарного Сида занимает Валенсию, где Сид будет независимым правителем до своей смерти.
1111 г. — Реконкиста «откатывается» назад. Почти вся мусульманская Испания подчинена Альморавидам.
1118 г. — Альфонсо I Арагонский взял Сарагосу.
1135 г. — Альфонсо VII Леонский провозглашает себя перед лицом общей опасности «императором всей Испании» (на деле это еще далеко не весь Пиренейский полуостров).
Около 1140 г. — появление испанского национального эпоса «Песнь о Сиде».
1151 г. — третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию. На сей раз пришли Альмохады («объединенные») — приверженцы особого учения внутри ислама, известного как «унитаризм». Проявления крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.
1162 г. — Альфонсо II Арагонский становится одновременно графом Барселонским. Таким образом, северо-восточный «угол» Испании также объединен в мощное государство.
1195 г. — последнее тяжелое поражение христиан в ходе Реконкисты — сражение при Аларкосе. Альмохадские войска напали на спящий кастильский лагерь.
16 июля 1212 г. — кульминационный момент Отвоевания. Знаменитая битва при Лас-Нáвас-де-Толóсе. Объединенные кастильско-леонские, наваррские, арагонские, португальские войска громят мусульманскую армию. В бою также принимали участие многие рыцари, прибывшие со всех концов христианского мира.
1229—1235 гг. — Хайме I Арагонский, Завоеватель, отвоевывает Балеарские острова.
1238 г. — Хайме I Арагонский вступает в Валенсию.
1230—1252 гг. — правление Фернандо III Святого, короля Кастилии и Леона. Христианские войска с триумфом занимают главные города южной Иберии — Кóрдову, Мурсию, Хаэн и Севилью. В руках мусульман остается лишь Гранадский эмират.
1218 г. — основание Саламанкского университета.
1252—1284 гг. — правление в Кастилии Альфонсо X Мудрого. Расцвет наук и искусств, взращенных многовековым взаимопроникновением религий и культур. Издание первого «Свода законов».
1309 г. — Фернандо IV Кастильский (1295—1312) водружает христианское знамя на мысе Гибралтар.
1340 г. — Сражение на Рио-Саладо. Победа войск Альфонсо ХI Кастильского над мусульманами.
1350 г. — умирает Альфонсо XI Кастильский, неоднократно пытавшийся взять Гранаду. Испанские государства на целый век будто забывают о маленьком исламском анклаве в южной части полуострова.
1469 г. — Изабелла I Кастильская и Фернандо (Фердинанд) II Арагонский заключают брачный союз. Фактическое основание Королевства Испании, установление абсолютной монархии.
2 января 1492 г. — падение Гранады и бегство последнего эмира Боабдила. Фердинанд и Изабелла отказываются от титула монархов трех религий и провозглашают себя Католическими королями. Мусульмане и евреи, не желающие обращаться в христианскую веру, изгоняются из Испании, a остальным вменяется принять католичество.
Источники http://ru.wikipedia.org/wiki/Реконкиста
http://newsspain.ru/ispaniya_istoriya_srednevekovye.html
http://www.spain.com.ua/historia_espana


Внимание если ССЫЛКА не рабочая просьба сообщить сразу же в ЛС
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2025Сделать бесплатный сайт с uCoz